Свидетельство о смерти

Потеря родственника – это тяжелое испытание для его семьи. После трагедии приходится не только справляться с утратой, но и решать бюрократические вопросы. Среди них – получение свидетельства о смерти. Это нужно сделать как можно скорее, так как документ будет необходим уже через несколько дней.
Назначение свидетельства
Существует два разных документа: медицинское заключение (справка) о смерти и гербовое свидетельство о смерти. Первую бумагу выдает медорганизация. Документ подтверждает факт того, что человек умер. Если смерть произошла дома, копию справки нужно будет предоставить сотрудникам полиции. Для осуществления многих дальнейших действий (с документами и не только) этого заключения недостаточно. Поэтому вам понадобится гербовое свидетельство о смерти – цветной документ формата А4.
Свидетельство о смерти вам понадобится для:
- оформления всех документов, связанных с погребением;
- выдачи тела умершего из морга, чтобы провести церемонию традиционного захоронения или кремацию;
- получения наследства, выплат от страховых компаний, пособий по потере кормильца и государственной помощи на погребение;
- снятия с регистрации по месту жительства;
- проведения эксгумации с целью перезахоронения;
- транспортировки тела усопшего;
- закрытия кредитов, а также банковских карт и счетов, которые были оформлены на покойного.
Также свидетельство необходимо получить и предоставить для прекращения льготных выплат, чтобы позже избежать взысканий.
Способы получения свидетельства
Люди умирают при разных обстоятельствах. Порой это случается в другой стране, а иногда для того, чтобы признать человека умершим, необходимо обращаться в суд. Расскажем подробнее, куда в разных случаях нужно подавать заявление на получение свидетельства о смерти:
- чаще всего – в МФЦ (с 2014 года – центры государственных и муниципальных услуг «Мои документы»);
- если человек был незаконно репрессирован или его признали умершим только на основании судебного решения (например, он пропал без вести) – в отдел ЗАГС (органов записи актов гражданского состояния);
- если россиянин умер, находясь за границей – в посольство или консульство Российской Федерации на территории страны, в которой произошла смерть гражданина;
- если вы хотите все сделать онлайн, вам необходимо зайти на портал государственных услуг РФ и найти нужную опцию, после чего заполнить форму.
Список необходимых документов
Помимо заявления, для получения гербового свидетельства о смерти нужно предоставить следующие документы:
- паспорт ближайшего родственника или законного представителя, который подает заявление (либо ритуального агента);
- медицинская справка о смерти;
- паспорт усопшего (если он был иностранцем, этот документ нужно перевести на русский язык и заверить);
- для репрессированных – документ о смерти человека, который подпадает под закон о реабилитации жертв репрессий;
- в случае необходимости – судебное решение о признании человека умершим.
Получение дубликата свидетельства
Дубликат данного документа – это повторное свидетельство о смерти. Он нужен, если по каким-то причинам оригинальная бумага была утрачена, а также при предоставлении гербового свидетельства в государственные органы исполнительной власти. Дубликат оформляется и выдается в течение 30 рабочих дней.
За получением дубликата следует обращаться туда же, где вы получали оригинал. Данные, которые вам необходимо указать в заявлении:
- причину, по которой вы заказываете дубликат;
- паспортные данные человека, который подает заявление;
- бумаги, которые подтверждают ваше родство с усопшим.
Также вам понадобится оригинал гербового свидетельства о смерти, если он у вас есть.
Имейте в виду, что изготовление дубликата не бесплатно. За получение этой бумаги придется заплатить государственную пошлину в размере 200 рублей, поэтому сохраните квитанцию.
Изменения в свидетельстве
Иногда в уже выданном свидетельстве о смерти родственники умершего находят ошибку или замечают, что данные были внесены не полностью. Тогда в документ необходимо внести изменения. То же самое нужно сделать, если стали известны новые обстоятельства, касающиеся места, причины и/или даты смерти.
Как и за получение дубликата свидетельства, за внесение изменений взимается госпошлина: в данном случае ее размер составляет 400 рублей. За переоформлением документа могут обращаться родственники покойного или представители госорганов.
Срок, за который заявление должно быть рассмотрено, а новое свидетельство должно быть выдано на руки, составляет 30–60 календарных дней. Если вам откажут во внесении изменений в документ, вы можете подать иск в суд.
О компании «Эпитафия»
Компания «Эпитафия» не только благоустраивает могилы на кладбищах в Москве и в Московской области, но и предлагает помощь в оформлении необходимых бумаг. Если вы часто испытываете трудности при решении бюрократических вопросов или не готовы заниматься бумагами самостоятельно из-за сложного эмоционального состояния, вы можете обратиться к нам.
Мы предлагаем широкий спектр услуг, включая выполнение гравировки, поиск затерянных захоронений, разовую или регулярную уборку территории, озеленение участков, укладку плитки, демонтаж устаревших мемориальных сооружений, ремонт и полировку надгробий.